Дистанционные олимпиады по химии и работа над ошибками

Для каждого учителя химии не секрет, что после любого проводимого в школе мероприятия, связанного с оценкой знаний учащихся, очень полезно проводить работу над ошибками. Такими мероприятиями может быть контрольная работа, самостоятельная работа или, например, дистанционная олимпиада по химии «Отличник».

В процессе работы над ошибками происходит анализ наиболее характерных ошибок допущенных, учащимися в своих работах. После разбора ошибок дополнительно на усмотрение учителя химии может быть разобрана методика решения задач повышенной сложности.

Откуда вообще берутся ошибки, допущенные участниками олимпиад. Если мы говорим про дистанционные олимпиады, то все ошибки есть на официальной странице мероприятий в сети интернет, и информация доступна всем. Там регулярно публикуется аналитические отчёты, и каждый год выкладываются дополнительно задание для подготовки экспертов по ручной проверки сложной части С3 олимпиад по химии. Там очень много информации по реальным работам, выкладываются фотографии этих работ, и ошибки можно заметить самому или найти их с учетом всех замечаний, которые есть в официальных данных.

Главное, что должно существовать в голове ученика, как только он закончит учиться в средней школе – это единая естественнонаучная картина окружающего нас мира. В этой картине первое место занимает понятие модели, причем не на языке «домохозяйки», а как мы часто говорим – «уменьшенной копии».

Вы прекрасно понимаете, что в химии идет речь совсем о другом. Анализ ошибок за многие годы, которые допускают учащиеся при выполнении заданий разных разделов химии, говорит, что неорганическая и молекулярная химия лучше усваиваются учащимися, а такие разделы, как органическая и, например, строения белков гораздо хуже даются ребятам, чем базовые понятия химии.

С чем это связано? Это связано с тем, что в этих разделах модели не укладывается в механические представления, которые формируются в нашем сознании. Человеческий мозг так устроен, что он мысли только механическими моделями, и никаких других моделей он придумать не может. Как мы представляем себе электрон и ядро атома? Хотим мы этого или не хотим, электрон — это шарик с определенными границами, который вращается вокруг ядра. Мы понимаем и мы знаем, что на самом деле ничего похожего в реальной жизни нет.

В квантовой механике и химии совершенно другие представления на совершенно другом математическом языке и там используются совсем другие модели, но в курсе школьной физики и химии нам такой модели вполне достаточно. Поэтому проводить серьезную работу над ошибками в олимпиадах по физике и химии совершенно необходимо.