Татьяна Яковлева: «При действующем законодательстве врачам выгоднее лечить тяжелых больных, а не заниматься профилактикой»

Татьяна Яковлева: «При действующем законодательстве врачам выгоднее лечить тяжелых больных, а не заниматься профилактикой»Проект закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», уже утвержденный депутатами в двух чтениях, вызывает неоднозначную реакцию, как в профессиональной медицинской среде, так и у широкой общественности.

Законодательные новации комментирует член Комитета Госдумы по охране здоровья, заслуженный врач РФ, доктор медицинских наук, профессор Татьяна ЯКОВЛЕВА.

Татьяна Владимировна, что вы – и как депутат, и как врач – думаете о данном законопроекте, его сильных и слабых сторонах?

Самое важное — то, что я как депутат, и как врач думаю о действующих ныне законодательных нормах: они безнадежно устарели. Из-за их несовершенства мы тратим такие огромные деньги на социальную сферу, в том числе на здравоохранение. Создается впечатление, будто Россия — самое богатое государство в мире.

Положения нового закона позволят сократить расходы? За счет чего?

В новом законопроекте впервые появилось понятие «профилактика». На Западе сегодня существуют четыре уровня оказания медицинской помощи: амбулаторный, стационарный, патронажный, и четвертый — учреждения, формирующие здоровый образ жизни, то есть профилактическая медицина. В тоже время, посмотрите, какие высокие у нас показатели смертности по сердечно-сосудистым, онкологическим заболеваниям, травматизму… А профилактика? Хоть одна профилактическая программа, федеральная или региональная у нас действует?

То же самое можно сказать и про реабилитацию. Допустим, пациента с инфарктом миокарда вовремя доставили в больницу, сделали стентирование, спасли жизнь. Через какое-то время его выписывают из больницы, и что дальше? Не факт, что он будет проходить реабилитацию, и кто-то будет корректировать его состояние. Но без наблюдения врача пациент через какое-то время, вероятней всего, сляжет с повторным инфарктом и ему снова потребуется дорогостоящая операция.

У нас профилактическая медицина тоже наконец-то стала появляться, я имею в виду центры здоровья. Но врачи не очень заинтересованы с ними сотрудничать. Почему?

Потому что нет стандартов, тарифов, и, соответственно, оплаты за такую работу. По действующему законодательству получается, что чем тяжелее болен человек, тем больше врачу, который его лечит, заплатят. Нонсенс! Новый законопроект включает положения о порядке лечения, стандартах, тарифах, оплате врачам.

Расскажите, пожалуйста, об этом подробней. Как новые порядки и стандарты скажутся на деятельности практикующего врача?

Порядок оказания медицинской помощи регламентирует ее этапы и уровни. Зачем, к примеру, простое грыжесечение проводить в областной больнице, когда то же самое можно сделать в обычной районной? Или зачем больному с насморком оказывать помощь в специализированном центре высоких технологий?

Стандарты лечения действуют уже довольно давно, к ним все привыкли. Они позволяют, в числе прочего, контролировать качество работы медика. Скажу только что никакого ужесточения стандартов, никакой уравниловки в новом законе, естественно, не будет. Если у пациента, например, аллергия на ампициллин, назначение которого прописано в стандарте, этому лекарству подберут замену. Каждый человек индивидуален.

А передачу муниципальных медучреждений на баланс региональных бюджетов вы относите к положительным сторонам законопроекта?

В целом — безусловно. Закон «Об образовании», например, позволяет оказывать помощь муниципальным школам из областного бюджета. В медицинской сфере такое пока невозможно.

Новшество позволит нам выстроить некую медицинскую вертикаль, что само по себе неплохо. Знаете, с чем порой приходится сталкиваться на практике? Допустим, избирают главу местной администрации, а он сразу назначает главным врачом больницы кума-свата-брата. А тот своим непрофессионализмом разрушает коллектив, страдают пациенты. При этом начальник регионального департамента здравоохранения не может вмешаться в ситуацию, потому что на местах все сами себе хозяева. С принятием же закона рычаги такого влияния появятся.

Отрицательный момент состоит в том, что законопроект, скорее всего, будет принят в третьем чтении уже в ноябре. А с 1 января 2012 года все должно быть передано с муниципального на региональный уровень: финансы, трудовые ресурсы, основные средства. Поверьте, это длительный процесс, спешка здесь чревата последствиями. Поэтому в процессе обсуждения решили дать год на переходный период. Кроме того, регион получит право делегировать некоторые обязанности муниципальным медучреждениям. И, разумеется, финансировать их.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *